twitter


Митрофанова Елена Анатольевна,
учитель истории и обществознания  
МОУ «Курносовская СОШ»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ  РАБОТЕ ПО ИСТОРИИ
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. И ключевую роль в решении этих задач играет владение современным человеком информационно - коммуникационных технологий. В связи с изменением доминанты профессиональной деятельности и увеличением доли информационного сектора в экономике необходимо готовить школьников к разнообразным видам деятельности, связанным с обработкой информации, в частности, освоении средств информатизации и ИКТ.
К ИКТ следует отнести и все виды электронных образовательных ресурсов (ЭОР) – электронные учебники и учебные пособия, мультимедиакурсы, интерактивные тренажеры, тестирующие системы и другие. Целесообразно использовать систему заданий, ориентированных на три уровня познавательной деятельности: воспроизводящий, преобразующий, творческо-поисковый. Выбор уровней определяется познавательными возможностями ученика и целями обучения.
Можно выделить три основные формы работы с ИКТ на уроках истории.
·                    Во-первых, это их непосредственное применение в учебном процессе.
·                    Во-вторых, это применение ИКТ для организации самостоятельной работы учащихся по истории вне школьных занятий.
·                    И, в-третьих, это применение информационных технологий для обеспечения познавательного досуга (использование развивающих игр, электронных энциклопедий и т.д.).
Использование одного из направлений даст гораздо меньший результат обучения, чем применение всех направлений в комплексе. Применение информационных, компьютерных технологий на уроках истории  и во внеурочной деятельности  не только облегчает усвоение учебного материала, но и предоставляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся.
Главными направлениями внеклассной работы по истории являются:
·                    развитие исследовательской деятельности учащихся;
·                    закрепление и развитие знаний об исторической науке;
·                    развитие исторического мышления;
·                    выработка умения пополнять знания из разнообразных источников информации;
·                    связь с региональным компонентом;
·                    распространение опыта творческой деятельности учащихся;
·                    приобретение учащимися опыта публичных выступлений.
При выполнении домашнего задания, творческих работ, поисково-исследовательских и презентационных проектов по истории, школьники учатся работать с информационными каталогами, получать информацию из сети Интернет, учатся указывать источники полученной ими информации, приобретают культуру работы с текстовыми и графическими документами.  Обучающиеся используют  мультимедийные  пособия по истории, выполняют работы исследовательского и творческого характера, готовят доклады и сообщения, создают электронные хронологические таблицы, слайды, где наглядно демонстрируют исторические события,  выполняют работу с исторической картой.
Особое место во внеурочной деятельности школьников по истории я отвожу краеведению, так эта работа имеет прямое отношение к воспитанию патриотизма у подрастающего поколения.  Приобщение к славной истории родного края   является важной составляющей частью всего комплекса формирования и воспитания гражданина России, т.к. призвана развивать нравственные качества, способствовать приобретению военно-патриотических знаний, укреплять верность боевым и трудовым традициям народов России и Вооружённых Сил.
Цели  краеведческой работы во внеурочное время:
  • активизация познавательного интереса школьников к истории;
·         формирование уважительного отношения к творениям минувшей эпохи, культуры;
  • привитие любви к малой Родине, родному краю, улице, району;
  • изучение прошлого района подведет учащихся к осознанию своего места в обществе.
В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации об истории родного края. Изучение материалов краеведения на уроках основного курса отечественной истории не может в полном объеме охватить богатейший материал по родному краю и применить поисково-исследовательскую методику (провести поисково-исследовательскую работу). Поэтому основная работа проводится во внеурочное время. Обучающиеся  в результате поисково – исследовательской работы и использования ИКТ оформляют проекты по  истории родного  края.  Суть участия в проекте в следующем: участники собирают материал и самостоятельно готовят странички, затем эти странички соединяются в единый проект. Так были собраны сведения о людях, трудившихся в тылу  годы Великой отечественной войны.
Финальной частью  работы над проектом является его презентация. Есть много интересных секретов разработки презентаций, которые осваивают учащиеся, защищая свои проекты. Мультимедийные презентации прочно вошли в школьную жизнь. Сегодня презентация – это убеждение в своих позициях, форма коммуникации, чувство цвета, линии, композиции, пропорции и гармонии, способность к образному мышлению, знание психологии цвета. Все это помогает создать эффективную презентацию результата проекта и обеспечивают успех. При разработке презентации учитывается, что она:
  • быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами;
  • вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;
  • усиливает воздействие выступления.
Творческие работы, поисково-исследовательские и презентационные проекты выполняются учениками как индивидуально, так и в творческих группах. Результат работы представляется на уроках истории, тематических классных часах, на научно-практических конференциях и конкурсах в школе,  районе. Благодаря этой работе у школьников формируется компетенция в сфере социальной деятельности и преемственности поколений: понимание необходимости заботы о сохранении и приумножении общественных информационных ресурсов; готовность и способность нести личную ответственность за достоверность распространяемой информации; уважение прав других и умение отстаивать свои права в вопросах информационной безопасности личности.
Таким образом, система работы во внеурочное время с использованием ИКТ и Интернет – технологий имеет действительно ряд преимуществ:
·         дает учащимся широкие возможности свободного выбора собственной траектории учения в процессе школьного образования. Отсюда изменяется роль учащегося, который вместо пассивного слушателя становится самоуправляемой личностью, способной использовать те средства информации, которые ему доступны;
·         предполагает дифференциальный подход к учащимся, основанный на признании того факта, что у разных учеников предыдущий опыт и уровень знаний в одной области различны, каждый ученик приходит к процессу овладения новыми знаниями со своим собственным интеллектуальным багажом, который и определяет степень понимания им нового материала и его интерпретацию, т.е. осуществляется поворот от овладения всеми учащимися одного и того же материала к овладению разными учащимися разного материала;
·         гарантирует непрерывную связь в отношениях "учитель – ученик";
·         способствует индивидуализации учебной деятельности (дифференциация темпа обучения, трудности учебных заданий и т.п.);
·         повышает мотивацию учения;
·         развивает у учащихся продуктивные, творческие функции мышления, интеллектуальные способности, формирует операционный стиль мышления.
Использование информационно – коммуникационных технологий  во внеурочное время по истории позволяет усилить образовательные эффекты, поскольку дает учителю дополнительные возможности для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся.


   Литература
  1. Коротаева Е.В.,  Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников Москва, 2003г.
  2. Курова Н.Н., Лебедев Н.И., Соловов А.В., Информационные технологии в личностно-ориентированном развитии школьников. Материалы VII - й Международной конференции-выставки “Информатизация непрерывного образования”, М., 1997
  3. Попов И.И., Храмцов П.Б., Максимов Н.В., Введение в сетевые информационные ресурсы и технологии. Учебное пособие. М., 2001
  4. Христочевский С.А., Информатизация образования. М.: Информатика и образование,  № 1, 1994