twitter


Кажахметова Роза  Салимжановна
учитель математики 
МОУ «Чебаклинская СОШ»
«Проектно-исследовательская деятельность  школьников
как средство повышения качества  образовательного процесса»
Роль математики в самых разнообразных сторонах жизни общества сейчас резко возросла и, несомненно,  будет возрастать и далее. Между учебным предметом и математикой, применяемой на практике, возникла определенная пропасть. Мостом между ними может и должно послужить существенное усиление практической  направленности курса математики. Использование исследовательского метода в обучении математике и закрепления его в практической деятельности, осуществляется через интеграцию информационных технологий в образовании, что позволяет осуществить личностно-ориентированный подход в обучении учащихся, для овладения не только суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и компетенциями. Широкий диапазон получаемых результатов, дает мне возможность диагностирования знаний, снижение субъективного фактора в оценке. Научно-исследовательская деятельность носит системный характер: от индивидуального исследования по теме, по предмету к проекту. Обучающимся предоставляется возможность выбора тем, методов исследований, форм отчета
Отчет  учащихся о  проделанной работе осуществляется на внеклассных мероприятиях различного уровня, в виде презентаций, исследовательских работ и т.д. например, по изготовлению своими руками - наглядного материала по математике. Это могут быть различные карточки, таблицы, кроссворды. Очень нравится ребятам конструирование, изготовление фигур и объемных тел, например правильных многогранников. Вся эта работа носит исследовательский характер. Результаты своих работ они демонстрируют на различных мероприятиях классного, школьного уровней.
 В старшем звене, когда необходимо уже анализировать, прогнозировать результаты своих исследований и стараться внедрить это на практике, учащиеся выполняют научно-исследовательскую работу, предварительно изучив разработанную мной программу «Практическая математика» Настоящая программа рассчитана на учащихся старшего звена сельской школы биолого-аграрного профиля и является  курсом по выбору. Программа  имеет практическую направленность на формирование математических приемов решения производственных и повседневных задач в реальной жизни. Изучив, ее учащиеся научатся понимать связи между различными свойствами объектов и явлений из окружающей действительности, которые могут выражаться как качественно, так и количественно, и что количественные характеристики связей объектов и явлений практически представляются величинами – числами и единицами измерения.  Получат представление о том, что при помощи математического аппарата возможно моделирование практической деятельности в реальной жизни, ее отдельных сторон, качеств и областей: психологии, архитектуры музыки.
На характер содержания исследовательских заданий могут влиять следующие факторы: интересы и склонности учащихся к теоретической, экспериментальной или практической работе; специфика проблемы, ее разработанность в литературе; возможности экспериментирования в данной области актуальность практического применения идей, которые будут изложены в работе. Исследовательские работы могут носить реферативный, практический или экспериментальный характер; результаты которых оцениваются по критериям оценок исследовательских проектов.  
Позитивная динамика роста  качества образования обусловлена    развитием интерактивных компьютерных систем: мультимедийных технологий, подключающих комплексное  восприятие информации; телекоммуникаций, позволяющих расширить границы того социального окружения, в рамках которого осуществляется познавательное развитие школьника; искусственного интеллекта, поднимающего уровень обучения до сознательного эксперимента и исследования. Это особенно важно, когда работаешь в условиях сельской малокомплектной школы. В своей работе я комплексно применяю ряд отработанных моделей: компьютерные тренажеры (ЕГЭ), онлайн-школу по подготовке к ЕГЭ для 11 класса, участия обучающихся в телекоммуникационной системе Стат-Град, исследовательском телекоммуникационном проекте «Все вокруг-геометрия», использования УМК «Живая геометрия», Интернет-турнир «Модернизация» (http://www.upself.ru) обеспечивающих успешность самостоятельной работы каждого ученика.
Одной из главных задач  своей деятельности, считаю развитие творческого интереса  школьников к математике, через их систематическое  участие  в олимпиадах, конкурсах различного уровня; активную внеурочную деятельность,  проведение декады по предмету. Наблюдается позитивная динамика роста не только количества обучаемых, но и результатов их деятельности. С 2008 года факультативы и кружок «Любителей математики» провожу вне рамок учебного плана. В 2009 году я подготовила лауреата XLI-й региональной научно-практической конференции школьников и учащейся молодежи Омской области, выступившего с работой на тему: “Молочный продукт как математическая модель практической задачи” Результаты данной работы успешно используются  в деятельности фермерского хозяйства ООО  «Мегаполис–Д», действующего на территории нашего поселения. В 2010 году лауреата  XLII региональной научно-практической конференции школьников и учащейся молодежи Омской области, выступившего с работой «Путешествие в мир задач на разрезание».
Работаю по своей образовательной технологии «Проектно-исследовательская деятельность школьников как средство повышения качества  образовательного процесса». Методика обучения в данной  системе насыщена учебно-исследовательской деятельностью учащихся, что способствует формированию умения работать самостоятельно и способности рассматривать общебиологические проблемы, явления, процессы не только с разных точек зрения, но и с позиций разных наук. Учебно-исследовательская деятельность осуществляется в формах: лабораторных и практических работ, рефератов и сообщений, экскурсий, индивидуальных исследовательских проектов. Тему исследовательского проекта ученик может выбрать в соответствии со своими познавательными интересами. Определив тему, учащийся должен ориентироваться в информационном пространстве: изучать литературу, относящуюся к данной теме, проявить самостоятельность в разработке этапов реализации проекта, а это потребует использование межпредметных связей. Использование возможностей информационных технологий позволяет не только воссоздавать реальную обстановку деятельности, но и показывать процессы, которые в реальности не могут быть замечены. Предъявляемая учащимся информация и возможности ее изучения постоянно расширяются благодаря развитию интерактивных компьютерных систем: мультимедийных технологий, подключающих комплексное (текст, звук, цвет, объем, анимация) восприятие информации; телекоммуникаций, позволяющих расширить границы того социального окружения, в рамках которого осуществляется познавательное развитие школьника. Применение современных информационных, в частности компьютерных технологий, в учебно-воспитательном процессе актуализирует для учителя необходимость овладения информационной культурой. Информационных технологий в процессе обучения применяются  только благодаря  ПНП «Образование». Современное общество в большей степени нуждается в творчески мыслящих гражданах. Среди основных причин усиления роли творчества в современном мире остается технический прогресс и информатизация общества. Благодаря Интернету расширяются коммуникационные и информационные ресурсы, необходимые для творческой, исследовательской деятельности. Одаренный ребенок может не только ознакомить со своими идеями заинтересованных людей, найти единомышленников, но и получить нужную ему для работы информацию, в том числе об олимпиадах и конкурсах, принять в них участие. В создавшихся условиях естественным стало появление разнообразных информационных технологий, которые позволяют обеспечить необходимые условия для развития индивидуальных способностей обучаемого. Таким образом, информационно-коммуникативные технологии могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности. Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационно-коммуникативные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать информационно-коммуникативные технологии в своей деятельности, т. к. главная задача школы — воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан. Увлекаясь новыми технологиями учителю важно использовать только те её открытия, которые помогут раскрыть, развить и реализовать способности ребёнка. Основная задача школы – включение ребенка в активный процесс познания мира, себя и себя в мире. Эта задача облегчается при том условии, что учителя являются носителями традиций науки и исследовательской деятельности, передавая ее в межличностном взаимодействии ученикам. Исследовательская деятельность учащихся это творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (двух личностей) по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей, результатом которой является формирование мировоззрения. Исследовательская деятельность нами понимается не только в конкретно-организационных рамках работы над заданной проблемой и написании учащимся исследовательской работы, а шире. Пользуясь словами С.Л. Рубинштейна, мы придерживаемся позиции, что учение вообще есть «совместное исследование, проводимое учителем и учеником». Таким образом, задача педагога понимается в создании гипотетико-проективной модели по формированию развивающей среды для учащихся (контекста развития). Именно педагогом задаются формы и условия исследовательской деятельности, благодаря которым у ученика формируется внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ним проблеме (как научного, так и житейского плана) с исследовательской, творческой позиции. Из этого следует, что одной из наиболее существенных задач является разрешение вопроса о способах формирования внутренней мотивации,  необходимости поиска неизвестного во внутреннюю потребность Бытие подростка не должно ограничиваться только какой-то определенной одной деятельностью, пусть даже она будет исследовательской. В контексте, где трансляция культурной традиции происходит через трансляцию ценностей науки, исследовательская деятельность выступает как форма центрообразующего стержня совместной деятельности учеников разных классов с преподавателями на основе достижения общей цели Внутренняя мотивация и интерес к проблеме исследования у самого педагога – основа успеха реализации исследовательской деятельности учащихся.
Исследовательская деятельность основывается на принципах проектирования, где исследовательский проект является движущей формой построения межличностного взаимодействия исследователя и научного руководителя, в ходе которого происходит трансляция культурных ценностей научного сообщества. Образование, таким образом, становится продуктивным, так как имеется в результате реальный выход в законченной и оформленной исследовательской работе. Продукт в этом случае имеет скорее не материальную, а интеллектуальную и личностную ценность, становясь значимым для самого созидателя данного продукта (ученика). Кроме того, исследовательский проект является не только формой, средством и принципом организации культурного взаимодействия, но и мотивом этой деятельности. Таким образом, мы говорим о возможности и разумности использования исследовательской деятельности как формы организации межличностного взаимодействия учителя и ученика, в ходе которого происходит трансляции культурных традиций научного познания.