twitter



Пономарева  Альбина  Николаевна,
учитель  химии 
МОУ «Евгащинская  СОШ» 
Организация внеклассной  работы  по  химии  в  условиях  сельской  школы
В  последние  годы, в  связи  с  изменениями  в  программе  преподавания  химии, возникло  ряд  проблем  школьного  химического  образования: снижение  мотивации  школьников  при  изучении  предмета  химии, сокращение  количества  часов  на  изучение  химии, уменьшение  объема  ученического  эксперимента, подготовка  обучающихся  к  единому  государственному  экзамену. Все  эти  проблемы  в  какой-то  степени  может  разрешить  проведение  внеклассной  работы  по  химии.
Каждый  учитель  заинтересован  в  том, чтобы  внеклассная  работа  расширяла  и  углубляла  знания  учеников, развивала  их  познавательную  активность, давала  возможность  обучающимся  применять  знания  на  практике, помогала  воспитывать  любовь  к  предмету. Формы  внеклассной  работы  по  химии  разнообразны: вечера, факультативные  и  кружковые  занятия, учебные  игры, конкурсы; их выбор  определяется  с  учетом  возраста  и  подготовки  учеников, оснащенности  приборами  и  реактивами  кабинета  химии  в  школе. Развитие  всех  форм  внеклассной  работы  обеспечивает  дальнейшее  повышение  уровня  образования  и  воспитания  школьников, укрепляет  практическую  пользу  от  полученных  знаний.
На  мой  взгляд, самое  важное  в  подготовке  и  проведении  внеклассной  работы – привлечь  к  участию  и  заинтересовать  ею  как  можно  больше  школьников. В  процессе  неформального  общения  расширяется  круг  друзей, а  любая  созидающая  деятельность способствует  развитию  у  учеников  позитивных  качеств. Чем  раньше  ученик  начнет  знакомиться  с  основами  химии, тем  сильнее  возрастает  у  него  интерес  к  данному  предмету. Разработана  программа  кружковой  работы  для  обучающихся  пятого  и  шестого  класса. Это «Химия  в  мире  растений», «Химия  в  быту». Работа  по  этим  программам позволяет  ввести  учеников  в  курс  химии, знакомит  их  с  простейшим  оборудованием, веществами. Обучающиеся  учатся  работать  со  стеклом (резать, гнуть   стеклянные  трубки, собирать  приборы  для  получения  газов, делать  пипетки), получают  навыки  растирания, фильтрования, нагревания  веществ, знакомятся  со  способами  разделения  смесей, учатся  определять  среду  раствора  не  только  химическими, но  и  растительными  индикаторами. Проведя  простейший  эксперимент  на  занятиях  кружка, они  дома  с  удовольствием  повторяют  этот  эксперимент  с  различными  бытовыми  веществами, а  затем  на  последующих  занятиях  рассказывают, что  исследовали свои  наблюдения. На  этих  же  занятиях  ученики  знакомятся  с  химической  символикой, в  игровой  форме  («Крестики – нолики», «Третий  лишний», «Создай  рисунок») познают  и  закрепляют  названия  элементов, написание  их  символов, чтение  формул. А  когда  в  7  классе  начинают  изучать  пропедевтический  курс, то  на  кружковых  занятиях  решают  нестандартные (усложненные) задачи  на  растворы, на  нахождение  формул  веществ, учатся  написанию  уравнений  реакций. Ведь  занятия кружка  позволяют  одной  теме  отводить  больше  времени, нежели  предусмотренное  программой  количество  часов  на  уроки. На  занятиях  кружка  ученики  выступают  с  небольшими  сообщениями  о  свойствах  веществ, широко  применяемых  в  быту (о  поваренной  соли, о  тайнах  стекла, о  воде, о  растительных  индикаторах, красителях). Кружковые  занятия  в  7,8  классе  позволяют  готовить  учеников  к  школьной  химической  олимпиаде.
Получив  на  занятиях  кружка  навыки  простейшего  эксперимента,  ученики  проводят  внеклассное  мероприятие  для  детей  2-х – 4-х  классов «Урок  занимательной  химии»  с  демонстрацией  занимательных  опытов, участвуют  в  подготовке  и  проведении  химического  вечера  на  «Неделе  естественных  наук». В конце  учебного  года или  в  конце  первого  полугодия (в  зависимости  от  класса  и  времени) для  учеников  7  класса  проводим  праздник «Посвящение  в  химики». Его  готовят  и  проводят  обучающиеся  8  или  9  классов. Праздник  проходит  в  виде  сказки, с  костюмами, занимательными  опытами, обязательно  привлекаются  к  участию  в  празднике  посвящаемые. Семиклассники  торжественно  дают  клятву  на  верность  этой  науке, на  память  получают  сувениры – красочные  закладки  с  химическими  символами, изготовленные  членами  кружка  8-го  или  9-го  классов. Интересно  проходит  внеклассное  мероприятие «Конкурс  по  периодической  системе»  в  8  классе  после  изучения  периодической    системы  и  строения  атома. Так  как  программа  8  класса  перегружена, на  уроке  нет  возможности  поиграть, провести  состязание «Кто  лучше  знает  периодическую  систему Д.И. Менделеева». На  внеклассном  занятии  это  возможно. До  проведения  конкурса  класс  получает  определенные  задания  по  биографии  Менделеева, кроссворд  или  ребус  на  знание  особых  свойств  некоторых  элементов, происхождении  их  названий. В  таком  конкурсе  участвует  весь  класс (команды  и  болельщики). Болельщики  тоже  получают  задания,  и  их  участие  оценивается  определенным  количеством  «талантов», которые  потом  переводятся  в  оценки. Давняя  традиция  в  школе – «Неделя  естественных  наук», на  которой  для  обучающихся  8-х – 11-х  классов  проходит  химический  КВН  с  участием  9-х  классов. Подготовкой  к  КВН  занят  весь  класс, т.к.  надо  не  только  подготовить  визитку  команды  и  занимательные  опыты, но  и  оформить  свое  выступление  в  виде  альбома (нужны  фотографы, художники), изготовить  костюмы (нужны  модельеры). Родители  не  остаются  в  стороне  во  время  подготовки  КВН, они  помогают  детям, а  потом  приходят  на  КВН  поболеть  за  выступление  своих  детей, вспоминают  свое  участие  в  таких  КВН.
Еще  одна  из  форм  внеклассной  работы – подготовка  и  участие  в  школьных, районных, областных  научно-практических  конференциях. Овладев  первоначальными  химическими  понятиями  на  занятиях  кружка  в  5-м, 6-м  классах, в  7  классе  ученики  разрабатывают  простейшие  темы  по  химии, связанные  с  использованием  местного  материала. Например: «Растения- индикаторы», «Определение  содержания  витамина  С  в  плодах  шиповника», «Определение  содержания  каротина  в  корнеплодах  моркови», «Определение  качества  муки  на  содержание  клейковины». Разработку  некоторых  тем  проводим  летом  во  время  летней  практики, а  итоги  этой  работы  подводим  уже  в  учебное  время. Например, тему «Определение  запыленности  воздуха  по  листьям  деревьев  и  кустарников»  проводили  в  июне – августе, выводы  по  работе  делали  в  сентябре, готовили  материал  для  научно-практической  конференции. Работу «Определение  запыленности  воздуха  по  иглам  сосны»  проводили  в  августе   и  декабре, а  в  январе  готовили  материал  для  научно-практической  конференции.
Обучающиеся  старших  классов  для  научно-практической  конференции  выбирают  более  сложные  темы, где  необходимо  проведение  качественных  реакций  на  ионы, использование  метода  титрования. К  таким  исследованиям  относится  «Анализ  воды  местных  источников», «Влияние  условий  хранения  и  переработки  овощей  на  содержание  витамина С», «Определение  качества  местных  залежей  глины», «Йод  и  здоровье  человека», «Определение  качества  хлеба  поставляемого  в  школьную  столовую» и т.д. Подготовка  к  научно-практической  конференции  - это  не  только  работы  ученика  с  дополнительной  литературой  и  проведение  эксперимента, это  индивидуальная  работа  учителя  с  учеником, обучение  его  правилам  и  приемам  работы  с  более  сложным  лабораторным  оборудованием.
Внеклассная  работа  открывает  большие  возможности  для  работы  с  одаренными  детьми, подготовка  их  не  только  к  школьным, и  муниципальным, а  также  к  областным  олимпиадам  разного  уровня («Ломоносовский  турнир», «Всесибирская  заочная  и  очная  олимпиады», и т.д.) Эта  работа  носит  сугубо  индивидуальный  характер  и  проводится  с  небольшим  числом  учеников  на  протяжении  5  лет (с  7-го по 11-й  класс), пока  дети  учатся  в  школе.
Особо  хочется  отметить  подготовку  обучающихся  к  ЕГЭ. Один  час  в  неделю, отводимый  на  изучение  базового  уровня  в  11  классе, конечно  же, недостаточен  для  подготовки, особенно  для  выполнения  заданий  из  части  «С». Поэтому  подготовка  проводится  на  факультативных, индивидуальных  занятиях  во  внеурочное  время. Каждому  из  выбравших  сдавать  ЕГЭ  по  химии  составляется  индивидуальная  программа  и  подбираются  индивидуальные  задания  по  темам, включенным  в  ЕГЭ.
Итак, чем  раньше  начата  внеклассная  работа  по  предмету, тем  больше  интереса  проявляют  к  нему  ученики, для  многих  в  будущем  это  является  основой  для  выбора  профессии (ученики  поступают  в  ВУЗы, колледжи, где  главным  изучаемым  предметом  является  химия).