twitter



Никитина Ирина Юрьевна,
учитель истории
МОУ «Ингалинская СОШ»
Педагогические технологии обучения истории как основа формирования ключевых компетенций обучающихся
Программа модернизации образования определяет цели образования таким образом, чтобы они соответствовали интересам общества в целом, самих обучающихся и давали ясные ориентиры педагогам. Основным результатом образовательной деятельности современной школы должна стать не сама по себе система знаний, умений и навыков учащихся, а комплекс компетенций в различных областях знаний, чтобы выпускник школы мог  всегда самостоятельно решать возникающие проблемы в различных сферах жизни. В настоящее время социумом становятся востребованными успешные, конкурентоспособные ученики, освоившие разные виды деятельности и демонстрирующие свои способности в любых жизненных ситуациях. Следовательно, для успешной самореализации в дальнейшем школа должна развивать сейчас у обучающихся такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность.
От  человека, в настоящее время, требуется не только обладание какой бы то ни было специальной информацией, но и умение ориентироваться в информационных потоках.
Очевидно, что в сфере современных требований к выпускнику, которые складываются под влиянием ситуации на рынке труда и таких процессов как ускорение темпов развития общества и повсеместной информации среды., авторитарно-репродуктивная система обучения устарела. Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. В меняющимся мире система образования должна формировать такие качества выпускника как инициативность, инновационность, гибкость, динамизм.
Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их  использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить.
Воспитание такой социально и профессионально активной личности требует от педагогов применения совершенно новых методов, приемов и  форм работы. Одним из перспективных направлений в плане решения этой задачи я считаю технологизацию учебного процесса. В начале XXI в. эти направления являются приоритетными в области образования. Переход к гуманистической образовательной парадигме предполагает оказание личности помощи в построении индивидуально-образовательных траекторий, отражающих перспективы и пределы развития ее физических, духовных задатков и способностей, творческого потенциала, развитие интеллектуально - нравственной свободы личности, способности к адекватным оценкам и самооценкам, самореализации поведения и деятельности, мировоззренческой рефлексии. Поэтому одной из актуальных задач педагогики является технологическое обеспечение образовательного процесса с одной стороны, технология обучения – это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой  - это наука о способах воздействия преподавателя на обучающихся а процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. Отличием педагогических технологий от любых других является то, что они способствуют более эффективному обучению за счет повышения интереса и мотивации к нему у учащихся.
Мне хотелось бы остановиться на использовании некоторых технологий в процессе работы преподавателя истории.
Технология позиционного (ролевого) обучения(ав. Н.Н.Суртаева). При реализации данной технологии по-особому организуется учебное пространство, так как необходимо обеспечить некоторую изоляцию групп, объединенных одной «ролью», расставив столы так, чтобы за каждым из них располагалось от 2 до 4 человек( не более). На каждом столе должны стоять определители с названием «роли» и информацией об основной задаче, стоящей перед соответствующей группой.
Развитие способностей личности осуществляется в процессе освоения таких «ролей», КАК « Тот, кто формулирует тезис», « тот, кто составляет схемы», « тот , кто дает определение понятий», «Практик», «Актер», «Оппозиционер», «Тот, кто задает вопросы», «Тот , кто составляет тесты(задачи, кроссворды)» и др. 
Это позволяет а большей степени активизировать деятельность каждого ученика и способствует сплоченности группы, ведь по условиям использования модели позиционного общения все участники группы одной «роли» получают одинаковые отметки. Деление на группы и выбор позиции может проводиться с помощью жеребьевки. Это оправдано, т.к. будущие специалисты должны учится организовывать совместную работу в любой подгруппе. Модель позиционного обучения реализуется в 3 этапа
1 этап – информационный(50 % времени0
2 этап – смысловой (25% времени), на этом этапе ученики анализируют материал в рамках «роли»
3 этап – демонстрационно-дискуссионный (25%), т.е. презентация наработанного материала.
Данная технология интересна тем, что ориентирована на формирование активности личности, развитие творческих способностей, самостоятельности в обучении.
Технология модульно-блочного структурирования учебного  материала.
В основу модельно-блочной технологии структурирования материала положен способ уплотнения материала. Различные подходы к группировке материала мотивируют познавательную деятельность учащихся. Эта технология опирается на принципы выделения целостных и относительно самостоятельных систем знаний( модулей), прерывности и беспрерывности, ранжирования выделенных модулей и их элементов.
Технология модульно-блочного структурирования ориентирует учащихся на постоянную работу с учебным текстом ,а потому является хорошим инструментом развития компетентностей и навыков самостоятельной деятельности учащихся в работе с информационными источниками.
Знакомясь с фактами, понятиями, теориями, учащиеся находятся в процессе постоянного использования умений умственных действий. В результате разнообразной деятельности с текстами учащиеся учатся выделению центральных и периферийных понятий, составлению плана, обобщению полученной в ходе самостоятельной деятельности информации и др.
Технология дидактической игры (ав. Кларин М.В.) – конкретная технология проблемного обучения. Этот процесс условно можно представить следующими этапами
1 подготовка к игре
2.формулировка цели игры
3. планирование, сценарий, правила, условия, подготовка средств игры.
4. проведение самой игры
5. оценка результатов
6. анализ полученных результатов и возможное последствие
Дидактическая игра  на уроках истории формирует у обучающихся опыт деятельности, расширяет, углубляет и позволяет творчески применять результаты  обучения. Она повышает интерес к учебным занятиям и способствует росту познавательной активности обучающихся, способствует улучшению  отношений между учителем и учеником, повышает самооценку личности, способствуя лучшей ее самореализации. Вовлечение ребенка в специально организованную сопричастности, способствует расширению ассоциативной базы при усвоении ученого материала, обладает огромным мотивационно-побудительным потенциалом.
Проектная технология является одной из перспективных направлений. По своей дидактической сущности метод проектов нацелен на формирование способностей, обладая которыми выпускник оказывается более приспособленным к жизни, учащимся адаптироваться к изменяющимся условиям. Проектная технология позволяет развивать активное самостоятельное мышление обучающихся и научить их не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметь применять их на практике. В основе лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, развитие критического и творческого мышления, как раз то, что требуется в нашем современном мире.
Перспективным компетентностное обучение с использованием проектной методики является еще и потому, что при таком подходе учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер.
Образование должно формировать человеческую сущность, направленную на постоянный поиск, развитие творческого мышления, внутреннюю потребность в  обретении новых знаний. В процессе планирования и формирования организационных форм образования важно соотнести обучающие процедуры с набором проблемных ситуаций. Подобные подходы будут способствовать развитию гибкости личности, ее адаптации к жизненным реалиям и, как следствие, пониманию своей социальной значимости и активной жизненной позиции.
Подытожив вышесказанное, отмечу, что основная цель образования видится в становлении и развитии гармонично развитой личности, в которой сплетаются фундаментальные знания, творческие способности и практические навыки, которые можно и нужно формировать с помощью педагогических технологий.
Литература.
1.      Суртаева Н.Н. Гуманитарные технологии в современном образовательном пространстве. Омск 2009.
2.      Ступницкая М.А. Что такое ученый проект? – М., 2010г
3.      Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании// школьные технологии.- 2004г -№5
4.       Безбородова Т.Н. Компетентностно-ориентированный подход в организации обучения. – Омск 2009
5.      Берельковский И.В., Павлов Л.С История. Методика преподавания. м., 2001г
6.      Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М., 1989г