twitter


Чугулева Надежда Васильевна,
директор МОУДОД "Центр детского творчества"

Идея формирования единого методического пространства дополнительного образования детей Большереченского муниципального района
Новые подходы к дополнительному образованию детей актуализировали необходимость изменения его содержания и методики, а значит, расширения и углубления методической работы на всех уровнях: детских объединений, структурных подразделений, образовательных учреждений системы образования и культуры, а также социальных центров района.
Но организация системной методической деятельности сталкивается с целым рядом объективных и субъективных трудностей:
- во-первых, недостаток в образовательном учреждении квалифицированных специалистов в сфере дополнительного образования. К сожалению, даже в специализированных учреждениях дополнительного образования детей сегодня нет полного штата методистов (как это было раньше), среди которых можно было бы распределить вопросы методического обеспечения всех направлений образовательной деятельности. Как правило, это 1-2 специалиста, которые организуют  всю методическую работу учреждения;
- во-вторых, далеко не каждый педагог-практик (даже с очень большим опытом работы с детьми) сможет квалифицированно выполнять методическую работу не только учреждения в целом или его структурного подразделения, но и даже своего детского объединения. Ведь методическая работа требует очень хорошей подготовки - наличия базового педагогического образования (хотя бы среднего специального) и знания (не понаслышке) специфики дополнительного образования детей;
- в-третьих, в условиях отдельного образовательного учреждения (в том числе учреждения дополнительного образования детей) крайне трудно не только охватить одновременно все проблемы методического обеспечения образовательной деятельности, но и системно организовать работу даже по одной проблеме.
Объективная оценка трудностей и анализ имеющихся потенциальных возможностей позволили начать Центру детского творчества работу по формированию единого методического пространства дополнительного образования детей поселка и  района в целом.
 Суть этой деятельности состоит в систематизации методической работы на уровне  поселка, объединении возможностей его методических служб разного уровня, организации взаимодействия с  районным информационно- методическим Центром, в максимальном вовлечении в методическую работу педагогов дополнительного образования. Конечно, сегодня нельзя еще говорить о сложившейся и эффективно работающей методической структуре, но, возможно, уже накопленный  нами опыт работы в данном направлении представляет некоторый интерес для наших коллег.
Системообразующим центром процесса формирования единого методического пространства сферы дополнительного образования детей является лаборатория дополнительного образования   Центра детского творчества.
Лаборатория дополнительного образования ЦДТ является частью районной системы методического обеспечения деятельности и развития системы дополнительного образования детей.
Важнейшая социальная цель деятельности лаборатории:
 - поддержка развития единой вариативной системы этой сферы образования.
 В качестве основных социальных задач работы лаборатории выступают:
• методическое обеспечение стабильного функционирования образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей и социальных центрах, протекающего в рамках устоявшихся образовательных программ;
• методическая поддержка инновационных процессов, направленных на развитие и обновление содержания и методики образовательной деятельности;
• создание условий для профессионально-педагогического совершенствования административных и педагогических кадров системы дополнительного образования детей.
Такая концепция деятельности лаборатории актуализировала ряд приоритетных направлений работы:
• комплектование информационно-методического фонда и создание постоянно действующего методического кабинета по вопросам дополнительного образования детей на базе   Центра детского творчества;
• системная  помощь  педагогам, психологам, социальным работникам для организации методической работы в учреждениях дополнительного образования детей (ЦДТ, ДШИ, Спортивного физкультурно-оздоровительного Центра, Центра социальной помощи семье и детям, Центра реабилитации несовершеннолетних с приютом, Реабилитационного центра для несовершеннолетних «Радуга»), а также подготовка психологов, социальных работников, педагогов дополнительного образования к участию в методической деятельности  в масштабах района;
• выявление и апробация наиболее эффективных форм повышения квалификации кадров, максимальное использование потенциальных возможностей педагогических коллективов и отдельных категорий специалистов образовательных учреждений всех типов;
• разработка комплекта программно-методического и документального обеспечения образовательного, методического, досугово-развивающего и других направлений деятельности образовательных  учреждений, а также образовательно-воспитательного процесса детских объединений всех типов образовательных учреждений  района;
• методическая поддержка профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования, психологов и социальных педагогов, организация и проведение совместно с ними экспериментов в области содержания и методики образовательно-воспитательной работы детских объединений;
• изучение, обобщение и распространение перспективного опыта работы педагогов дополнительного образования детей, формирование системы выявления и презентации результативности деятельности детских объединений;
• формирование мобильной и эффективной системы консультативной помощи педагогам дополнительного образования, воспитанникам детских объединений и их родителям.
Поэтому предлагаю следующую модель деятельности  лаборатории (см. приложение №1).
Для полноценной реализации всех названных направлений деятельности лаборатории предлагаю актуализировать объединение всех потенциальных возможностей  нашего района, так как решение даже самой небольшой методической «проблемы» требует комплексной работы: изучения и обобщения опыта, анализа литературы, апробации и распространения инновационных методов работы.
Это станет возможным только при широком и системном взаимодействии различных типов образовательных учреждений при наличии единого организационно-методического центра -  районной лаборатории дополнительного образования  детей.
Началом такой деятельности станет системная работа всех педагогических коллективов учреждений дополнительного образования детей: Центра Детского творчества, Спортивного физкультурно-оздоровительного Центра, Детской школы искусств, а также Центра социальной помощи семье и детям, Центра реабилитации несовершеннолетних с приютом, Реабилитационного центра для несовершеннолетних «Радуга» по еже¬годной единой методической теме, которая  будет определена   и сформулирована в ходе коллективных обсуждений всех организаторов методической работы - заместителей директоров учреждений дополнительного образования по учебно-воспитатель¬ной работе, заведующих методическим отделом (если таковые имеются), методистов, специалистов  и педагогов дополнительного образования.
 Для единой методической темы выберем наиболее сложную и актуальную на определенный период деятельности педагогическую проблему, связанную с образовательно-воспитательным процессом учреждений и детских объединений.   Например, для лаборатории ЦДТ, которая функционирует уже несколько лет, мы выбирали темы: «Программно-методическое обеспечение деятельности детского объединения», продолжением которой в дальнейшем стала тема «Программно-методическое обеспечение деятельности учреждения дополнительного образования детей»; тема «Итоговая аттестация воспитанников детских объединений дополнительного образования» логично определила тематику 2009-2010 учебного года «Педагогический мониторинг деятельности детского объединения дополнительного образования».
А сегодня я предлагаю  вариант создания единого методического пространства дополнительного образования детей Большереченского района.
Эта деятельность включит в себя не только работу в  библиотеках или Интернете, но и взаимопосещение учреждений разных типов Большеречья, на мероприятиях, а также коллективную мыследеятельность на ежемесячных семинарах завучей и методистов.
 Необходимой составляющей работы по единой методической теме  района будет  участие в ней педагогов дополнительного образования. Для это¬го на базе образовательных учреждений разных типов проводить систематические семинары, а на уровне района - творческие конкурсы (образовательных программ, методических материалов, профессионального мастерства, воспитанников года и т.д.), круглые столы, педагогические чтения.
Особое место в едином методическом пространстве можно отвести деятельности районного Общественного Методического Совета по дополнительному образованию, в состав которого войдут представители всех учреждений дополнительного образования детей района – руководители, методисты, педагоги дополнительного образования.
Члены Общественного Методического Совета участвуют в планировании и обсуждении методической работы:
- определение единой методической темы,
- разработке и обсуждении материалов и хода работы по выбранной проблеме,
- обсуждение и коррекция содержания и организации запланированных районных методических мероприятий и последующем анализе их результативности.
 Районный Общественный Методический Совет является дополнительным связующим звеном между  районной  лабораторией дополнительного образования  и педагогическими коллективами учреждений дополнительного образования детей.
Постепенно в систему единого методического пространства дополнительного образования детей  нашего района   включить методистов-общественников по различным направлениям дополнительного образования. К этой деятельности привлечь педагогов дополнительного образования, имеющих многолетний результативный опыт работы с детьми, которым они могут поделиться со своими коллегами.
Стремление к дальнейшему развитию методическго обеспечения сферы дополнительного об¬разования детей естественно определит  необходимость орга¬низации экспериментальной деятельности по теме: «Формирование единого методического простран¬ства системы дополнительного образования детей Большереченского муниципального района». 
Содержание эксперимента может быть представлено следующим образом:
• разработка и апробация различных форм методической работы, позволяющих максимально использовать потенциальные методические возможности в сфере дополнительного образования детей различных типов образовательных учреждений  Большереченского муниципального района;
• систематизация различных форм методической работы и формирование на их основе оптимальной модели методического обеспечения сферы дополнительного образования детей  Большереченского муниципального района;
• разработка методов вовлечения различных категорий специалистов-практиков  районной системы дополнительного образования детей в методическую работу;
• создание потенциальных возможностей для перехода от единого методического пространства к единому образовательному пространству дополнительного образования детей  Большереченского муниципального района.
Итогом экспериментальной работы станет единое методическое пространство, основные элементы которого представлены в проекте модели (см. приложение 2).