twitter



Греник  Татьяна  Николаевна,
учитель  русского  языка  и  литературы 
МОУ «Евгащинская  СОШ» 
Подготовка  обучающихся  к  выполнению  текстовых  заданий  (части  С) 
в  итоговой  аттестации  по  русскому  языку

Чтобы  научиться  писать, надо  писать!
Д.С. Лихачев
В  современной  школе  приоритеты  отданы  развивающему  обучению, где  основными  средствами  развития  стали  обучение  преобразующей  и  оценивающей  деятельности. Преобразующая  деятельность  требует  логически – словесной  переработки  готовых  знаний: составленного  плана, конспекта, тезисов и др. Под  оценивающей  деятельностью  понимают  умение  оценивать  ответы, письменные  работы  товарищей  и  произведения  других  авторов. Работа  над  сочинением  является  элементом  развивающего  обучения.
Работа  над  сочинением  учит  развивать  мысли  на  избранную  тему, формирует  литературные  взгляды  и вкусы, дает  возможность  высказать  то, что  тревожит  и  волнует, позволяет  выразить  свою  личность, свой  взгляд  на  мир, реализовать  себя  в написанном.
Кем  бы  ни  стали  сегодняшние  школьники  в  будущем, они  прежде  всего  должны  быть  культурными  людьми: им сегодня  необходимо  уметь  свободно  и грамотно  писать, как  свободно  и  грамотно говорить.
Не  случайно  и  в  КИМах  ЕГЭ  в  11  классе  говорится, что  часть  С – это  проверка  не  только  подготовленности  выпускников  по русскому  языку, но  и  общей  культуры. Причем  сочинение – эссе  является  и  вариантом  задания  С  на  ЕГЭ  по  другим  предметам  образовательного  цикла.
Таким  образом, текстовая  подготовка, умение  писать  сочинение – одна  из  актуальных  проблем  современной  школы, и  этот  навык  необходим  каждому  культурному  человеку, в  каких  бы  областях  науки, техники  или  искусства  он  в  будущем  ни  самореализовывался.
Для  решения  этой  проблемы  я  поставила  следующие  задачи:
  1. «влюблять»  ребят  в  сочинения;
  2. использовать  различные  текстовые  задания;
  3. сосредоточиться  на  специфике  ЕГЭ (часть С), изучить  весь  круг  вопросов  с  ним  связанных;
  4. получить  успешный  результат  от  обучающихся  на  ЕГЭ  по  русскому  языку.
Может, ничего  нового  в  методической  системе  преподавания  русского  языка  я  и  не  открыла, но  для  получения  успешных  результатов  мне  это  помогло.
Для  решения  первой  задачи  важно, чтобы  был  непрерывный  процесс  обучения  с  5  по  11  класс.
5  класс – самый  важный  этап: если  сейчас  ребенок  не  познает  радость  творчества, то  позднее  вряд  ли  что  удастся. Очень  часто  мы  писали  мини – сочинения: зарисовки  о  природе, времени  года, погоде  и т.д.; по  сюжетным  картинкам, о  себе, о  разном. Темы  сочинений: «Что  я  больше  всего  люблю (не  люблю)», «Вечер  в  моей  семье», «О  чем  мне  рассказала  снежинка», «На  что  похож  цветок (лист  клена)» … . Происходит  первое  знакомство  с  такими  понятиями  как  тема, идея, стиль, текст. Я  работаю  по  учебникам  М. Разумовской, где  по  развитию  речи  идет  целенаправленная  работа.
Во  втором  полугодии  объем  сочинения  увеличивается, темы  усложняются. Например: «История  моей  семьи», «Мое  село».
Были  и  музыкальные  сочинения.
6  класс. Здесь  уже  основная  тема  творчества – нравственно-эстетическая: «Как  я  понимаю  дружбу», «Что  такое  милосердие?», «Можно  ли  убить  словом?».
7  класс.  Пишем  сочинения  по  картине  или  основанные  на  жизненных  наблюдениях. Появляется  больше  тем  о  профессиях, увлечениях, о  труде  родителей, отклики  на  события  в  стране.
8  класс. «Мы  уже  почти  взрослые», -  так  считают  подростки. Усложняются  темы  и  виды  работ. Знакомимся  с  эссе, рецензией, очерком, репортажем. Тематика  разнообразна. Источник  этого  разнообразия – окружающая  жизнь  и  внутренний  мир  каждого  из  нас, нравственные, философские, социальные  проблемы  прошлого  и  настоящего.
9 – 10  класс. Уже  старшеклассники. Многие  серьезно  задумываются  о  своем  будущем. Поэтому  и  для  сочинений  лучше  брать  темы,  о  которых  ребятам  хочется  говорить, спорить: «Готов  ли  я  к  взрослой  жизни?», «Легко  ли  быть  взрослым», «Счастье... Что  это  такое?», «Зачем  мне  образование?»  и  другие.
Результатом  такой  деятельности  является  участие  ребят  в  конкурсах  сочинений. В  2006  году  ученик  7  класса  занял  2  место  в  области «Что  я  знаю  об  МЧС», в  2007 году  ученик  8   класса  занял  II  место  в  областном  конкурсе  сочинений  «Великий  язык  великой  нации», 3  место  в  областном  конкурсе  «Родина  моя – моя  Россия», в  районных  конкурсах  «К  юбилею  Большеречья», «Моя  малая  Родина», «Самый  классный  классный»  тоже  были  победители.
Что  касается  решения  2-й  задачи: использовать  различные  текстовые  задания, то  это  различные  виды  трансформации  текста: выборочное, сжатое  изложение, составление  плана, тезисов, конспекта; перевод  текста  в  иной  функциональный  стиль  и  др. Особо  хотелось  бы  остановиться  на  комплексном  анализе  текста. Есть  специальные  тетради  для  5 – 9  классов. Главным  результатом  выполнения  всех  типов  упражнений  было  овладение  способами  действий; то  есть  умение  самостоятельно  осуществлять  понимание  замысла  теста, выражение  своих  позиций, объяснение  приемов  и  средств, которыми  автор  достигает  реализации  своего  замысла.
Результатом  этой  работы  явилась  успешная  сдача  экзамена  в  9  классе. Выполнение  96 %, качество  76 %.
На  завершающем  этапе  обучения  необходимо  сосредоточиться  на  специфике  теперешнего  экзамена  и  еще  раз  изучить  весь  круг  вопросов, с  ним  связанных.
Первое, что  мы  сделали, это  познакомились  с  требованиями  к  содержанию  части  С  на  ЕГЭ  по  русскому языку, с  критериями  оценивания. И  в дальнейшем  на  факультативных  и  индивидуальных  занятиях  отрабатывали  каждый  критерий.
  • Рассматривали  типичные  ошибки;
  • Анализировали  написанное;
  • Типичные  проблемы  группировали  в  блоки;
  • Подбирали  свои  тексты;
  • Создавали  макеты  сочинений;
  • Редактировали  тексты;
  • Составляли  небольшой  словарь  нравственных  и  философских  понятий (например: гуманизм, доброта, нравственность, патриотизм);
  • Проделывали  огромную  работу  по  способам  аргументации  с  опорой  на  жизненный  и  читательский  опыт.
  • Выполняли  контрольные  работы  в  формате  ЕГЭ, присылаемые  из  ГУ «РИАЦ». Здесь  уже  ребята  и  я  сравнивали  свою  работу  с  экспертами. В  течение  учебного  года  мы  выполнили  две  такие  работы. Из  21  балла  ребята  получили  от  13  до  20  баллов. Провели  анализ  работ.
Для  качественной  подготовки  обучающихся  к  выполнению  текстовых  заданий  мне  помогли  дистанционные  курсы  педагогического  университета «Первое  сентября» (г. Москва), а  также  видеоконсультации. Использовала  учебник  по  русскому  языку  в  10 – 11  классах  под  редакцией  Рыбченковой, следующие  учебно-методические  пособия:
- Е.А. Генгель   «Материалы  для  подготовки  к  ЕГЭ  по  русскому  языку  в  11  классе  (часть  С)», ОГПИ, 2009 г.
- Сенина  «Подготовка  к  ЕГЭ  по русскому  языку» Издательство  «Легион», 2010 г.
Итак, каковы  же  результаты  части  «С»  на  ЕГЭ  по  русскому  языку в  2010  году. Из  15  обучающихся  12  человек  писали  сочинение. Баллы  от  7  до  18. По  13  баллов  получили  2  человека, по  16 – 1, по 17 – 2, по 18 – 1, по 12 - 2.
Успехи  и  неудачи  наших  выпускников  во  многом  зависят  от  нас, учителей – словесников.
И  мы  должны  сделать  так, чтобы  успешных  результатов  было  больше. Этот  принцип  я  и  взяла  за  основу  своей  педагогической  деятельности.