Греник Т.Н. "Подготовка обучающихся к выполнению текстовых заданий (части С) в итоговой аттестации по русскому языку"
Греник Татьяна Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Евгащинская СОШ»
Подготовка обучающихся к выполнению текстовых заданий (части С)
в итоговой аттестации по русскому языку
Чтобы научиться писать, надо писать!
Д.С. Лихачев
В современной школе приоритеты отданы развивающему обучению, где основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически – словесной переработки готовых знаний: составленного плана, конспекта, тезисов и др. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над сочинением является элементом развивающего обучения.
Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует, позволяет выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.
Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они прежде всего должны быть культурными людьми: им сегодня необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить.
Не случайно и в КИМах ЕГЭ в 11 классе говорится, что часть С – это проверка не только подготовленности выпускников по русскому языку, но и общей культуры. Причем сочинение – эссе является и вариантом задания С на ЕГЭ по другим предметам образовательного цикла.
Таким образом, текстовая подготовка, умение писать сочинение – одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни самореализовывался.
Для решения этой проблемы я поставила следующие задачи:
- «влюблять» ребят в сочинения;
- использовать различные текстовые задания;
- сосредоточиться на специфике ЕГЭ (часть С), изучить весь круг вопросов с ним связанных;
- получить успешный результат от обучающихся на ЕГЭ по русскому языку.
Может, ничего нового в методической системе преподавания русского языка я и не открыла, но для получения успешных результатов мне это помогло.
Для решения первой задачи важно, чтобы был непрерывный процесс обучения с 5 по 11 класс.
5 класс – самый важный этап: если сейчас ребенок не познает радость творчества, то позднее вряд ли что удастся. Очень часто мы писали мини – сочинения: зарисовки о природе, времени года, погоде и т.д.; по сюжетным картинкам, о себе, о разном. Темы сочинений: «Что я больше всего люблю (не люблю)», «Вечер в моей семье», «О чем мне рассказала снежинка», «На что похож цветок (лист клена)» … . Происходит первое знакомство с такими понятиями как тема, идея, стиль, текст. Я работаю по учебникам М. Разумовской, где по развитию речи идет целенаправленная работа.
Во втором полугодии объем сочинения увеличивается, темы усложняются. Например: «История моей семьи», «Мое село».
Были и музыкальные сочинения.
6 класс. Здесь уже основная тема творчества – нравственно-эстетическая: «Как я понимаю дружбу», «Что такое милосердие?», «Можно ли убить словом?».
7 класс. Пишем сочинения по картине или основанные на жизненных наблюдениях. Появляется больше тем о профессиях, увлечениях, о труде родителей, отклики на события в стране.
8 класс. «Мы уже почти взрослые», - так считают подростки. Усложняются темы и виды работ. Знакомимся с эссе, рецензией, очерком, репортажем. Тематика разнообразна. Источник этого разнообразия – окружающая жизнь и внутренний мир каждого из нас, нравственные, философские, социальные проблемы прошлого и настоящего.
9 – 10 класс. Уже старшеклассники. Многие серьезно задумываются о своем будущем. Поэтому и для сочинений лучше брать темы, о которых ребятам хочется говорить, спорить: «Готов ли я к взрослой жизни?», «Легко ли быть взрослым», «Счастье... Что это такое?», «Зачем мне образование?» и другие.
Результатом такой деятельности является участие ребят в конкурсах сочинений. В 2006 году ученик 7 класса занял 2 место в области «Что я знаю об МЧС», в 2007 году ученик 8 класса занял II место в областном конкурсе сочинений «Великий язык великой нации», 3 место в областном конкурсе «Родина моя – моя Россия», в районных конкурсах «К юбилею Большеречья», «Моя малая Родина», «Самый классный классный» тоже были победители.
Что касается решения 2-й задачи: использовать различные текстовые задания, то это различные виды трансформации текста: выборочное, сжатое изложение, составление плана, тезисов, конспекта; перевод текста в иной функциональный стиль и др. Особо хотелось бы остановиться на комплексном анализе текста. Есть специальные тетради для 5 – 9 классов. Главным результатом выполнения всех типов упражнений было овладение способами действий; то есть умение самостоятельно осуществлять понимание замысла теста, выражение своих позиций, объяснение приемов и средств, которыми автор достигает реализации своего замысла.
Результатом этой работы явилась успешная сдача экзамена в 9 классе. Выполнение 96 %, качество 76 %.
На завершающем этапе обучения необходимо сосредоточиться на специфике теперешнего экзамена и еще раз изучить весь круг вопросов, с ним связанных.
Первое, что мы сделали, это познакомились с требованиями к содержанию части С на ЕГЭ по русскому языку, с критериями оценивания. И в дальнейшем на факультативных и индивидуальных занятиях отрабатывали каждый критерий.
- Рассматривали типичные ошибки;
- Анализировали написанное;
- Типичные проблемы группировали в блоки;
- Подбирали свои тексты;
- Создавали макеты сочинений;
- Редактировали тексты;
- Составляли небольшой словарь нравственных и философских понятий (например: гуманизм, доброта, нравственность, патриотизм);
- Проделывали огромную работу по способам аргументации с опорой на жизненный и читательский опыт.
- Выполняли контрольные работы в формате ЕГЭ, присылаемые из ГУ «РИАЦ». Здесь уже ребята и я сравнивали свою работу с экспертами. В течение учебного года мы выполнили две такие работы. Из 21 балла ребята получили от 13 до 20 баллов. Провели анализ работ.
Для качественной подготовки обучающихся к выполнению текстовых заданий мне помогли дистанционные курсы педагогического университета «Первое сентября» (г. Москва), а также видеоконсультации. Использовала учебник по русскому языку в 10 – 11 классах под редакцией Рыбченковой, следующие учебно-методические пособия:
- Е.А. Генгель «Материалы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе (часть С)», ОГПИ, 2009 г.
- Сенина «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» Издательство «Легион», 2010 г.
Итак, каковы же результаты части «С» на ЕГЭ по русскому языку в 2010 году. Из 15 обучающихся 12 человек писали сочинение. Баллы от 7 до 18. По 13 баллов получили 2 человека, по 16 – 1, по 17 – 2, по 18 – 1, по 12 - 2.
Успехи и неудачи наших выпускников во многом зависят от нас, учителей – словесников.
И мы должны сделать так, чтобы успешных результатов было больше. Этот принцип я и взяла за основу своей педагогической деятельности.